Статья 17214

Название статьи

               РУССКАЯ ТЕМА В ЖИЗНИ И ПУБЛИЦИСТИКЕ Ф. ВОЛЬФА 30-х гг. ХХ в.                                     (ПО СЛЕДАМ ЗАБЫТЫХ ДАТ)                               

Авторы

Шарыпина Татьяна Александровна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой зарубежной литературы, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37), swawa@yandex.ru 

Индекс УДК

821.112 

Аннотация

Актуальность и цели. Актуальность статьи определяется необходимостью переосмысления в новую социокультурную эпоху знаковых явлений и имѐн ушедшего ХХ в. Обращение к имени и творчеству Фридриха Вольфа – драматурга, яркого публициста, всѐ своѐ творчество посвятившего антифашистской борьбе, актуально и поучительно в эпоху постмодернистского релятивизма. В задачу работы входит рассмотрение своеобразия публицистических выступлений писателя. Целью является анализ влияния русской литературы и культуры на этико-эстетические принципы и поэтику социалистической драматургии писателя, в частности идей советского Пролеткульта, театральной практики Мейерхольда, Таирова, Охлопкова, засвидетельствованного в публицистике Вольфа.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов из фондов архива Совинформбюро, стенографических материалов Первого Всесоюзного съезда советских писателей, переписки и мемуаристики, очеркистики писателя. Методологическая база основана прежде всего на использовании историко-литературного и сравнительно-типологического методов, а также методики текстуального анализа.
Результаты. Рассмотрены эстетические взгляды писателя и творческие взаимоотношения с представителями русской и советской литературы: Вс. Вишневским, А. А. Фадеевым, М. Горьким в социокультурном контексте эпохи. Проведены аналогии между монументальным стилем жанра «оптимистической трагедии» в советской драматургии и исторических храм Вольфа, а также типами героев, изображаемых в процессе становлении характера, о чѐм свидетельствует публицистика писателя 1930–1940-х гг.
Выводы. Творческое наследие Ф. Вольфа, в частности его публицистика 1930–1940-х гг., сохраняет свою актуальность и даѐт определѐнный импульс для развития немецкой драматургии нового политико-публицистического направления, так называемого «документального» театра Германии 1960–1970-х гг. 

Ключевые слова

Ф. Вольф, историческая драма, экспрессионизм, эпический театр, немецкая социалистическая драматургия, «оптимистическая трагедия», традиции и новаторство, взаимовлияние, «документальный» театр.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Вольф, Ф. Годы и люди / Ф. Вольф. – М. : Прогресс, 1988. – 374 с.
2. Мюллер-Вальдек, Г. Фридрих Вольф / Г. Мюллер-Вальдек // Писатели Германской Демократической республики. – М. : Радуга, 1984. – С. 80–94.
3. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчѐт. – М., 1934. – 718 с.
4. Девекин, В. Н. Антифашистская драматургия Ф. Вольфа («Профессор Мамлок») / В. Н. Девекин. – М. : Высшая школа, 1974. – 96 с.
5. Девекин, В. Н. Фридрих Вольф (до 1945 г.) / В. Н. Девекин // История немецкой литературы. – М. : Изд-во Академии наук СССР, 1976. – Т. 5. – С. 295–311.
6. Девекин, В. Н. Фридрих Вольф (после 1945 г.) / В. Н. Девекин // История литературы ГДР. – М. : Наука, 1982. – С. 218–229.
7. Шарыпина, Т. А. Традиции Kalendergeschichte в публицистике Ф. Вольфа 30–40-х гг. / Т. А. Шарыпина // Новые российские гуманитарные исследования. – 2012. – № 7. – URL: http://www.nrgumis.ru
8. Wolf, F. Aufsätze 1919–1944 / F. Wolf. – Berlin ; Weimar : Aufbau-Verl., 1967. – 574 s. 

 

Дата создания: 17.10.2014 08:52
Дата обновления: 29.01.2015 11:00