Авторы |
Шарыпина Татьяна Александровна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой зарубежной литературы, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37), swawa@yandex.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Актуальность статьи определяется необходимостью переосмысления в новую социокультурную эпоху знаковых явлений и имѐн ушедшего ХХ в. Обращение к имени и творчеству Фридриха Вольфа – драматурга, яркого публициста, всѐ своѐ творчество посвятившего антифашистской борьбе, актуально и поучительно в эпоху постмодернистского релятивизма. В задачу работы входит рассмотрение своеобразия публицистических выступлений писателя. Целью является анализ влияния русской литературы и культуры на этико-эстетические принципы и поэтику социалистической драматургии писателя, в частности идей советского Пролеткульта, театральной практики Мейерхольда, Таирова, Охлопкова, засвидетельствованного в публицистике Вольфа.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов из фондов архива Совинформбюро, стенографических материалов Первого Всесоюзного съезда советских писателей, переписки и мемуаристики, очеркистики писателя. Методологическая база основана прежде всего на использовании историко-литературного и сравнительно-типологического методов, а также методики текстуального анализа.
Результаты. Рассмотрены эстетические взгляды писателя и творческие взаимоотношения с представителями русской и советской литературы: Вс. Вишневским, А. А. Фадеевым, М. Горьким в социокультурном контексте эпохи. Проведены аналогии между монументальным стилем жанра «оптимистической трагедии» в советской драматургии и исторических храм Вольфа, а также типами героев, изображаемых в процессе становлении характера, о чѐм свидетельствует публицистика писателя 1930–1940-х гг.
Выводы. Творческое наследие Ф. Вольфа, в частности его публицистика 1930–1940-х гг., сохраняет свою актуальность и даѐт определѐнный импульс для развития немецкой драматургии нового политико-публицистического направления, так называемого «документального» театра Германии 1960–1970-х гг.
|
Ключевые слова |
Ф. Вольф, историческая драма, экспрессионизм, эпический театр, немецкая социалистическая драматургия, «оптимистическая трагедия», традиции и новаторство, взаимовлияние, «документальный» театр.
|
Список литературы |
1. Вольф, Ф. Годы и люди / Ф. Вольф. – М. : Прогресс, 1988. – 374 с.
2. Мюллер-Вальдек, Г. Фридрих Вольф / Г. Мюллер-Вальдек // Писатели Германской Демократической республики. – М. : Радуга, 1984. – С. 80–94.
3. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчѐт. – М., 1934. – 718 с.
4. Девекин, В. Н. Антифашистская драматургия Ф. Вольфа («Профессор Мамлок») / В. Н. Девекин. – М. : Высшая школа, 1974. – 96 с.
5. Девекин, В. Н. Фридрих Вольф (до 1945 г.) / В. Н. Девекин // История немецкой литературы. – М. : Изд-во Академии наук СССР, 1976. – Т. 5. – С. 295–311.
6. Девекин, В. Н. Фридрих Вольф (после 1945 г.) / В. Н. Девекин // История литературы ГДР. – М. : Наука, 1982. – С. 218–229.
7. Шарыпина, Т. А. Традиции Kalendergeschichte в публицистике Ф. Вольфа 30–40-х гг. / Т. А. Шарыпина // Новые российские гуманитарные исследования. – 2012. – № 7. – URL: http://www.nrgumis.ru
8. Wolf, F. Aufsätze 1919–1944 / F. Wolf. – Berlin ; Weimar : Aufbau-Verl., 1967. – 574 s.
|